Карелия и Корела

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
На седьмом году жизни в Спб я решила, что неплохо бы наконец поездить по окрестностям, и лето самое время, раз уж больших путешествий не запланировано. Выбор пал на Карелию, много красивых фоточек которой в последнее время мелькало во френдленте. Сначала я планировала ехать туром, но когда случайно выяснилось, что Татьяна подумывает о таком же турне, а у нее машинка и знание мест, я присоединилась к ней.

День 1

Выдвинулись в 6 утра. Это такая магия путешествий — встаешь в рань страшную, лазаешь и наматываешь километры, а все равно отдыхаешь лучше, чем если бы спал по 12 часов и тупил все выходные на диванчике.

Дорога заняла чуть больше четырех часов. Сначала очень хорошая новенькая трасса, потом старое шоссе, но в общем ранним утром с небольшим трафиком вполне ок. Ближе к границе с Карелией адовенький участок грунтовки. В самой Карелии дорога хорошая, но постоянно постоянно петляет и идет вверх-вниз, аж укачало. Природа менялась постепенно, но в общем уже у Приозерска начались сосновые леса, скалы и вот это все. Но когда пересекли границу все равно показалось, что трава стала зеленее))

Первым пунктом был горный парк Рускеала — собственно, и главная цель. Это огромный каньон, где с в 18 века добывали мрамор. Потом его затопило и получилось весьма живописное ущелье с прозрачным зеленоватым озером. Дорожка идет вдоль обрыва, много смотровых площадок, откуда можно полюбоваться видами. Еще есть шахты, куда можно заходить или просто заглянуть. Особняком стоит Итальянский карьер. Там прямо видны сколы мрамора с разными рисунками. Собственно, из Рускеалы добывали мрамор для Исаакиевского собора и метро «Ладожская» и «Приморская». Такая вот местная Каррара.

Из дополнительных развлечений — подземная экскурсия по затопленных шахтам и спуск по троллею над каньоном, но нас задушила жаба)) Кафе при парке вполне себе годное. Позавтракали там местными пирожками-калитками. Потом еще пообедали и поехали смотреть водопады на речке Тохма. Они находятся в парке с отдельным входом в некотором отдалении от Рускеалы. Не очень большие, но симпатичные, тут много каких фильмов снимали, но я все равно никакие из них не видела. По маршруту стоят таблички, которые рассказывают об окружающей природе. Вынесла для себя, что карельский лес — это тайга, где в основном четыре дерева — ель, сосна, береза и осина. Еще понаставили вырезанные из дерева фигуры фольклорных персонажей, но это как-то ИМХО лишнее. Одного бобра хватает)) Вода пенится прикольными узорами — они напоминают прожилки мрамора из соседнего каньона.

Третьим пунктом был водопад Белые мосты. Часть пути пролегало по берегу Ладоги. Из-за изрезанных берегов и большого количества островов из одной точки все озеро не просматривается — кажется небольшим. Но пока едешь, понимаешь его размеры. Еще я подумала, что Ладога напоминает мне Лох-Несс. Та же северная природа, лесистые и холмистые берега, серая вода и пасмурное небо, как было во время моей поездки в Хайлэндс. И вообще аллюзии с Шотландией , где я была почти в эти же даты год назад, по ходу поездки будут не единожды возникать))

Дорога к Белым мостам тоже проходила по грунтовке, еще и распаханной техникой, которая там строит (хочется надеяться) нормальный подъезд. Машину оставили, чуть не доехав, дальше пошли пешком. По дороге встретили гигантский чертополох (ну не такой как рос на Принцесс стрит гарденз, но больше, чем обычно встречается). В отличие от небольших рускеальских каскадов, Белые мосты — действительно заслуживают звания водопада.

На обратном пути еще остановились ГЭС в Ляскеля. Очень красивое сооружение конца 19 века на реке Янис. И впечатляет не меньше природных водопадов.

Под вечер добрались до нашего отеля в Сортавале, но нас хватило только на то чтобы приготовить ужин, запостить фоточки и прогуляться до ближайшего выхода к Ладоге. Райончик улицы Первомайской своеобразный — вполне себе симпатичные коттеджи рядом с покосившимися, а то и вовсе заброшенными деревянными домами и автосервисами. Собственно, и отель был на втором этаже автосервиса)))). Но в общем по цене/качеству сойдет. Главное, удобная кухня и милая хозяйка.

День 2

С утра пораньше пошли смотреть Сортавалу. Город до революции входил в Великое княжество Финляндское, потом достался финнам и перешел к СССР только после Зимней войны. Но финны в период расцвета своего национального романтизма успели там немало понастроить. Большая часть этих достопримечательных зданий находиться на главной улице города Карельской. С них мы и начали осмотр.

Домики красивые - можно залипать на элементы декора, эркеры, окна с деревянными рамами, вензеля-барельефы, башенки. Все как надо. Есть здание, которое построил отец финского модерна Элиэль Сааринен (он же автор вокзала в Хельсинки, к примеру. Есть и более поздние в стиле функционализма. Самое примечательное — дом Туркмана или «Глаза Греты» - но больше из-за названия в честь жены владельца оперной певицы Греты Туркман и панно уже советского периода на одной из стен.

За пределами главной улицы — здания женской гимназии и мужского лицея с аллюзиями на ренессанс и барокко. Много деревянных зданий тоже дореволюционного периода. Из самых яркие — пожарная часть и старая ратуша. Но выглядит местами слегка обшарпанно, где-то абсолютно не в тему синими щитами закрыты арочные проемы первого этажа. Рядом с ратушей позолоченный бюст Ленина и мусорный контейнер — прямо у главного фасада.

Такие вот детали (еще потрескавшийся асфальт, разрушающиеся явно исторические здания) удручают, особенно когда сравниваешь с маленькими европейскими городками. Сортавала, правда, красивый город, которому есть что показать, но производит впечатление затухающей провинции, какой я, например, помню Шую 90-х годов. Понятно, что из-за недостатка денег. Но грустно это все. Хотя отдельные проблески есть — например, набережная Ладоги, откуда уходят кораблики на Валаам. Подновленные домики, подстриженные газоны, цивильные домики для продажи сувениров (там даже вырезанных из дерева ждунов продают и сделанную в Московской области карельскую косметику))), а главное, клевые качельки, на которых мы с удовольствием позалипали.

Еще мы ходили в музей Крондида Гоголева, художника и резчика по дереву, который жил в Сортавале во второй половине 20 века. Резные картины и правда необычны. Перспектива и композиция местами как на старых гравюрах (если это города), а иногда как на фламандской живописи 15-16 века (в жанровых сценах). Еще понравились сюжеты из Калевалы — старуха Лоухи в виде огромной птицы атакует корабль Вяйнемейнена.

Поднялись на смотровую площадку на горе Кухавуори. Но там как-то без особого восторга — трава вытоптана отдыхающими, город особо без высотных доминант, самых красивых зданий не особо видно — далеко. После этого пошли искать еду. С едой грустно. Собственно ресторан, который нам посоветовали в отеле, закрылся на обслуживание тургрупп. По дороге встречались столовые с адовым запахом кухни в зале и бары, больше напоминающие пивнухи с соответствующим контингентом. В итоге пошли в кафе «Релакс», которое нам тоже советовали в отеле. С кухней там хорошо — есть местные специалитеты (ну или то что за них выдается))), я, например, съела рыбу по-карельски, вполне годно. Пила базиликово-клубничный коктейль, тоже понравилось. А вот с алкоголем печаль — ладно, нет аперольчика, но даже крафтового или хотя бы просто местного пива (в алкомагазинах оно есть, но разобрали). И это самый пафосный и туристический ресторан города. Ну хотя это мы, наверное, просто избалованные)). Ах да, еще заходили в кафе с облепиховым мороженным (ничего так) и в пекарню, где продавались калитки (правда, фацеровского производства, но весьма вкусные).

После осмотра Сортавалы забрались на гору Хийдесельга. Это куда круче, чем смотровая в городе. Живописная тропа по лесистым склоном, с огромными валунами, заросшими мхом, солнце, пробивающееся сквозь высокие сосны. На самой вершине скалистое плато с одинокой сосной и входом в подземный бункер. И потрясающий вид — на Ладогу.

Я уже писала, что на эту поездку меня в том числе вдохновила Шотландия. Потому что там я поняла, что могу получать эстетический кайф не только от городов и архитектуры, но и просто от природы. И карельская природа с ее северным очарованием ничуть не уступает шотландской. Но увы-увы, к Шотландии еще прилагаются средневековые замки и города, а еще весь исторический и литературный контекст, который к этой местности привязан. Полагаю, в Карелии тоже было много чего интересного, но это либо не записано, либо просто не раскручено.

Впрочем, с замками мы немножко восполнили — а именно посмотрели крепость Корела. Несмотря на название, она находится уже в Ленинградской области — в Приозерске. Внутрь попасть не удалось — она уже была закрыта. Но зато обошли вокруг и пофотографировали башню через озера. Там я дожевала последнюю калитку и мы двинулись в обратный путь.

Из неохваченного осталась дача Винтера — еще одно творение Элиэля Сааринена под Сортавалой. Ну и на Валаам как-нибудь тоже можно — по Ладоге покататься.

Посмертные записки… нет, не "Пиквикского клуба", а…