Левантийские каникулы 5. Кипр

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Прямого рейса из Родоса на Кипр не нашлось, парома тоже. Поэтому летела в Ларнаку с пересадкой в Афинах. Трансфер довез меня до Сережиной работы в Лимасоле. Оттуда поехали в замок Колосси.

Моя программа на Кипре, как и на Родосе, включала посещение мест связанных с Race of scorpions из серии про Николаса де Флери. Колосси - одно из них. Некогда владение родосских рыцарей на острове - над входом и много где в самом замке эмблемы с тремя лилиями великого командора Луиса де Маньяка. Внутри несколько залов. Мебели не сохранилось, но залы используются для выставки современного искусства. Ну, искусство тоже соответствующее. Например, инсталляция Симпозиум 1363 посвящена Кипрской конференции, в которой приняли участие короли Кипра, Англии, Шотландии, Франции, Дании, и где обсуждались совместные действия против ислама.

Рядом с замком сахарный завод. Плантации сахарного тростника и его переработка были одной из главных индустрий средневекового Кипра. Рыцари владели одним из крупнейших поместий. Другими владели или управляли от имени короля венецианцы.
На следующее утро мы поехали в одно из таких в деревне Куклия (по пути проехали еще одно - Епископи). В Куклии остались античные раскопки - из достопримечательностей алтарь Афродиты - в совсем древние времена богине поклонялись в виде черного вулканического камня.

Еще есть древнеримская мозаика с Ледой и лебедем. Увы, оригинал под стеклом и сильно бликует, зато на улице копия. Здесь, у нас рубрика «стихи Гейне на все случаи жизни»:

Что винить Европу, зная
Непокорный норов бычий?
Золотых дождей добычей
Не могла не стать Даная.

И Семелу кто ж осудит? —
Где ей было знать, что туча,
Безобиднейшая туча,
Всякий стыд при ней забудет.

Но нельзя не возмутиться
Ледой, этакой разиней, —
Надо быть и впрямь гусыней,
Чтоб на лебедя польститься!

Собственно музей находится в особняке времен Лузиньянов, там же стенд, посвященный процессу изготовления сахара. За стеклом формы, на улице - жернова. Видимо так выглядело поместье, которое Николас де Флери получил от короля Дзакко за помощь в войне против его сводной сестры Карлотты.

С самого начала меня забавляло, как повторилась история. Тогда, в 15 веке Кипрское королевство раскололось на две части. Северная, с Киренией и Фамагустой, осталась за Карлоттой, сельскохозяйственный юг и столица Никосия досталась Дзакко, который призвал на помощь египетских мамелюков. Роль нейтральной третьей силой выполняли рыцари-госпитальеры. Сейчас владения Дзакко – за республикой Кипр. Север - у Турецкой республики Кипр. В роли третьей силы - англичане, чьи военные базы находятся практически там же, где были домены рыцарей. Никосия сейчас поделена на две части — греческую и турецкую.

Когда мы приехали в Никосию, было за 30 градусов и в отличие от приморских городов дуть прохладой было не откуда. Вообще, если в Афинах еще была весна, на Родосе по нашим меркам вполне себе лето, то на Кипре уже осень. Много выгоревшей травы и пожухлой листвы. Улица с нашим отелем была полной кальянных кафешек, аромат стоял соответствующий. Сережа остался в номере, так как из-за простуды все еще чувствовал себя не очень, а я пошла смотреть город.

В греческой достопримечательностей не так много - турецкий хамам Омерие, который и сейчас работает как хамам, крепостные ворота, старый дворец архиепископа (если я правильно его вычислила). Много домов в старом городе заброшено. Жизнь кипит на главной торговой улице Ледра и рядом с университетом.

Переход на турецкую стороны находится прямо в конце Ледры. Показываешь паспорт грекам, потом туркам. Никаких штампов, никаких проблем, хотя этим любят всячески пугать на греческой стороне.

На турецкой стороне мне понравилось больше. Может быть, дело в том, что к тому времени солнце уже почти село и стало прохладнее. Ну, и на турецкой стороне две прекрасные готические церкви - св Софии (сейчас мечеть Селимие) и св Николая (в османскую эпоху рынок Бедестан, сейчас там ресторанчик и, кажется, устраивают танцы дервишей). Еще одна достопримечательность - османская гостиница Бююк Хан, где сейчас тоже магазинчики и рестораны.

Вообще на турецкой стороне возникают приятные воспоминания о Стамбуле – турецкие слова, лиры, пахлава и лукум. Закуски мезе которые приносят перед едой. Вездесущий базар. Продавались шикарные тряпочки для ренессансного платья, но пришлось себя сдержать. Я поужинала в кафе на улице с подвешенными вверху зонтиками, которую посоветовал Сережа. За это время уже успели свернуть торговлю. В итоге улицы изменили свой облик и проход на греческую сторону нашла не сразу))

Следующим утром мы выезжали в Кирению. К нам присоединились Сережины друзья – Ксюша и Вова. Вова, правда, забыл паспорт поэтому поехал за ним в Лимассол обратно. Мы же снова прошли границу и поехали в Кирению. По пути мы хотели проехать мимо замка св Иллариона, который находится в вершине горы и был ключом к Кирении. Но подъезд был закрыт из-за ралли.

В Кирении абсолютно шикарная набережная с яхточками и замком. Прогулявшись по ней, мы засели в кафе, чтобы выпить розового молока и свежевыжатого сока, потом отправились осматривать замок.

Главная достопримечательность Кирении - сохранившийся античный корабль, который не так давно подняли со дна археологи. Так что в замке — аналог музея Ваза. В башне Алисы Шампанской фигуры византийских, лузиньянских, венецианских солдат, дающие представление об их одежде и костюмах. На стенах современные картины со сценами из жизни высокого средневековья - я представляла их в роли персонажей Race of Scorpions.

Пообедав на набережной, мы поехали в аббатство Беллапаис. В 15 веке оно прославилось распущенностью нравов - монахи жили с наложницами и принимали в послушники только своих отпрысков. Сейчас это живописные готические руины - киприотам надо снять римейк Санта-Барбары только ради того, чтоб показывать эти свои арочки. В сохранившей капелле была забавная икона со святой, стукающей чертика молоточком. Выяснилось, что это святая Марина.

Посидев на террасе ресторанчика, мы двинули в наши апартаменты, а оттуда снова пришли тусить в старый порт. Сменили три заведения – ну ничего, после вина и двух коктейлей я даже что-то соображала))) Утро 1 мая началось по питерской традиции — совместным просмотром клипов «Ленинграда», только что корюшку не ели)).

С утра мы поехали в Фамагусту. Туда я хотела больше всего, поскольку там происходят самые драматические события Race of Scorpions. От тех времен остался готический собор св Николая, который Лузиньяны выстроили по образцу реймсского чтобы короноваться иерусалимскими королями (титул был формальным, впрочем, как и титул королей Армении, но звучит неплохо). Сейчас там мечеть Лала Мустафа Паша. Как и в Никосии, стены внутри просто отштукатурены, везде ковры, изречения из Корана. Но все равно он производит мощное впечатление.

Еще мы были в хамаме, где теперь ресторан-клуб. Как же хорошо там было и прохладно после уличной жары! Потом мы обошли другие средневековые памятники - Палаццо проведиторе и еще один венецианский дворец, известный как Дом с дымоходами. Церкви тамплиеров и госпитальеров, собор св Павла, церковь св Георгия латинян и св Георгия греков — увы, все это по сути руины, хотя в воображении былое великолепие восстановить можно.

В Фамагусте есть свой замок. Британцы, успевшие завладеть островом в 20 веке, окрестили его Замком Отелло. Дело в том, что действие одноименной трагедии Шекспира происходит в неназванном Кипрском портовом городе, а у Фамагусты как раз был венецианский губернатор по прозвищу Моро — мавр. Над воротами — лев святого Марка. Неподалеку кафе «Дездемона».

Вот чего не хватает в Фамагусте, так это живописной марины с яхточками, как в Кирении. Но увы — порт тут скорее промышленный. Вдалеке маячит заброшенный после прихода турок район Вароша — некогда модный курорт. Вообще Фамагуста город с какой-то загадкой. Хотя бы, почему в нем происходит действие стольких произведений — особенно немецкие романтики (Брентано, Гофман, Тик) любили, ну и Гессе потом.

Еще я хотела попасть в музей Джамбулата, посвященный турецкому завоеванию Кипра (с позиции турок), но он был закрыт. Так что, полазав по бастионам, мы затусили в турецкой кондитерской (ах эта пахлава, ах этот кофе по-турецки, ах эти чашечки и блюдечки), и поехали обратно в Лимассол. Если смотреть не в ту сторону, где горы, можно подумать, что едешь по центральной России — правда, эдак в сентябре, нивы сжаты, но рощи пока не голы)). Спросила, у Ксюши не возникает ли у нее клаустрофобии на острове, где из конца в конец не больше пары часов. Она говорит, что в первое время что-то подобное испытывала)).

В последний день я пошла в Лимасольский замок. Вроде бы, считается, что тут венчался Ричард Львиное Сердце с Беренгарией Наваррской, хотя не факт. Но факт, что Ричард высадился именно в Лимасоле и Кипр захватил. В замке очень много симпатичных средневековых надгробий, посуды — я бы с удовольствием посмотрела мультфильм, нарисованный в такой стилистике. Потом я прогулялась по центру, по набережной, дошла в поисках магазина Oxette до Сережиной работы. Оттуда домой. Дом у Сережи в чудесных апартаментах в 7 минутах от моря. Даже песочный пляж нашелся поблизости. Вода была еще теплее чем на Родосе, а вот солнце куда-то ушло и похолодало, так что позагорать не удалось. Ну и поскольку я где-то умудрилась потерять кошелек, то больше уже тоже никуда не поехала))).

Но вообще Лимасол — такое занятное место, абсолютно интернациональное. Почти все вывески на английском, и много на русском. В любом даже самом захолустном магазине с тобой будут адекватно общаться на английском, то же прохожие на улице. Зато в автобусе только и слышишь русскую речь, у местных — машины)).