17:07 

Левантийские каникулы 1. Афины

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Приезжая в Афины в 7 утра, я представляла как буду гулять по пустынным улицам и наслаждаться безлюдным Акрополем. Но не тут-то было. Долгий паспортный контроль в аэропорту и отсутствие указателей, из-за которых я чудесно погуляла по живописным склонам Акрополя, привели меня ко входу как раз вместе с основным туристическим потоком. На узких тропинках аж пробки из людей стояли, но ничего, потом толпа рассасывается. (Кстати, лайфхак — если вы все равно собираетесь кроме Акрополя смотреть другие раскопки и будете брать единый билет, то берите его не в Акрополе, будет длинной очередью меньше).

Подъем по скользким мраморным ступеням. Все время кто-то поскальзывается. Очень много маков. Куски мрамора лежат штабелями, где-то пронумерованы и подписаны.



Вход в Акрополь через пропилеи. Тут ты впервые сталкивается с античностью лицом к лицу.. Можно вблизи рассмотреть, что колонны не цельные, а сложенные из цилиндрических барабанов. Потом маленький храм Афины Ники. Американцы ржут, читая слово Nike. Потом, слушая экскурсовода удивляются «Ну надо же, вот в честь чего кроссовки».

Потом ты упираешься в Парфенон - сначала в фасад, закрытый лесами. Думаешь, и это он? Но начинаешь обходить и поражаешься его огромности и величественности. Думаешь, каким же он был, пока не порушился, пока с него не сняли прекрасные фронтоны со скульптурными группами, когда там стояла статуя Афины Фидия. Потом читаешь, про геометрические искривления, которые визуально должны давать храму правильные пропорции. Что колонны сужаются кверху видно невооруженным глазом. Пожалуй, можно рассмотреть, что центральные колонны наклонены к углам, а боковые к углам. Но вот все остальное, если не знать, не рассмотришь — он действительно кажется идеально прямым.



Эрехтейон с разных сторон разный и цельного впечатления не производит. Самая известная его сторона — это, конечно кариатиды, которые изображены на учебнике истории)) Они внезапно очень миниатюрные и украшают небольшой портик. С другой стороны растет олива — вроде как та самая, которая помогла Афине выиграть тендер царя Эрехтея на звание божественного покровителя основанного им города. Кстати, открытие сейчас греки называют свою столицу в единственном числе - Афина, раньше, как все, во множественном.



Еще одно открытие - главное разрушение Парфенону принесли венецианцы уже в 17 веке. То есть римляне, конечно, пограбили, потом он успел побыть православным и католическим храмом, потом мечетью. Ну а потом он попал под обстрел венецианской артилерии, которой командовал шведский генерал)). А потому в 19 веке до него добрался британский посланник лорд Элджин. Ну, наверное, если бы не он, то кто-то другой. Потому что очень уж плохо все лежало, на взгляд тогдашних ценителей древностей) С Эрехтейоном та же ситуация. Он еще успел побыть султанским гаремом))

После осмотра Акрополя, спускаешься по холму, заглядывая в одеон Герода Аттика и театр Диониса. Герод Аттик был занятный персонаж - римлянин, который упарывался аттицизмом (на пару с императором Адрианом). Одеон он построил в память своей жены Региллы, хотя как пишут упарывался по мальчикам (опять же на пару с императором). Сейчас в Одеоне тоже проводятся концерты, а пока на склонах спят котики.



В театре Диониса радуют вип-места — какое-то из кресел вроде бы было закреплено за императором Адрианом]. Бортики — потому что римляне стали там проводить гладиаторские бои. Фриз с изображением сатиров времен Нерона. Пишут, что последний тут тоже выступал. Хотя, по-моему, про все античные театры так пишут, напряженные гастроли были у императора, в общем. Почти у самого выхода встретила черепаху, которая куда-то шла по своим делам мимо руин. Большая — больше ладони. Почти ждала, что следом прибежит Ахилес, но нет))

Вокруг Акрополя расположилось еще несколько древних мест. То, что я сначала приняла за агору, оказалось руинами библиотеки Адриана, которую император подарил афинянам. Большая была, что сказать. Потом часть ее стеночки использовали как храм св Михаила, часть фрески даже сохранилась.



Неподалеку римская агора. Там главная достопримечательность так называемая Башня ветров - древняя обсерватория, которая потом использовалась как христианский храм и текке дервишей. Кстати, ее копия стоит в Севастополе, оказывается. Еще на римском форуме примечательны руины римских общественных уборных.

После небольших блужданий я все же нашла саму агору. Там самое сохранившееся здание — храм Гефеста и стоя Аталла. Стоя — такой античный много-функциональный комплекс, тут и торговля и досуг)) Сейчас там музей агоры. Из интересного — часы-клепсидра, черепки-остраки с именами известных людей, например, Фемистокла, и машинка, которая выбирала судей. От остальных зданий агоры — фундаменты. Кажется, ее раскопали относительно недавно. Поверху вырос просто современный район, который снесли, чтобы можно было полюбоваться древностями.

Еще одна древность храм Зевса Олимпийского. Ну скажем так, несколько колонн с коринфским ордером стоят, парочка лежит. Рядом ходила какая-то официальная делегация из 10 дядек в деловых костюмах, думала, сейчас жертвы начнут приносить, но нет)) Куда занятнее поблизости арка Адриана. На одной стороне написано «Это Афины, город Тесея». На другой «Не Тесея, а Адриана». Ну что уж там, много император для них сделал.



И, наконец, Керамик. Самые руинистые руины на месте, где раньше было античное кладбище и район, где обитали гончары. Как и в акрополе, тут много мака. Цветы забвения очень в тему. Вообще, очень умиротворенное место. Хорошо помедитировать под сенью кипариса)).

Чтоб догнаться античностью я еще пошла в Национальный археологический музей. Больше всего порадовала архаика - загадочные куросы и сфинксы с их полуулыбками. Смешной Дионис, с кубком, из-за плохой сохранности, напоминающий какого-то робота. Кикладские человечки вдохновлявшие Пикассо и де Кирико. Копия Афины Фидия. Из уже эллинистического периода - Венера грозящая башмаком Пану.



Порадовала мультимедийная экспозиция «Одиссей» - на стены транслируются цитаты из Гомера, звучит музыка, в залах приглушен свет, но экспонаты контрастно подсвечены. За стеклом крохотная статуэтка Зевса. Но стекло — это экран, на нем периодически возникают тучи и тоже возникает текст.

Теперь, наверное, надо уже рассказать про современные Афины. Ну, относительно современные. Вообще, в этом городе, как в Риме, как в Стамбуле, древность прорастает через более поздние слои. То на какие-то раскопки наткнешься, то на маленькую старую церковь, затерявшуюся среди более современных домов. Я была в двух старых церквях — Святых Апостолов на агоре и Капникарее, посвященной введению Марии в храм. Полустертые старые фрески весьма милы)). Но так средневековья в Афинах почти нет — не строили, использовали античное)).



Зато много 19-вечного классицизма, но по сравнению с античным оригиналом, которому эти постройки пытаются подражать, они как-то меркнут. Лучше бы вообще в другом стиле строили.

Самый колоритный район современного города — это Плака. Находится он у подножья акрополя и частично на его склонах — тут и сувениры, и кафе. Главная улица носит имя императора Адриана. Склоны — самые живописные. Собственно в этих улочках я немного заблудилась, когда искала вход в акрополь. Тут тоже и рестораны, и отели и жилые дома. Сплошные лестницы, цветы, столики. Хотя местами вид несколько трущобный. В общем такое приятное вневременье, как на Монмартре, как в Альбайсине, как в стамбульской Бейоглу.



Хороша также площадь Монастираки и примыкающий к ней блошиный рынок и ресторанные и торговые улицы. Местами Афины больше напоминают восточный город с его сплошным базаром. Магазинчики на центральных улицах открывают двери и ставят товар на полулицы, повсюду лотки с фруктами. Воздух насыщен запахами — от этих самых фруктовых лавок, от цветущих померанцевых и лимонных деревьев, от специй, от жарящегося шашлыка-сувлаки. Из еды еще очень вкусная запеканка — мусака, что-то типа лазаньи, но там еще картошка и баклажаны. И в первый день я пробовала тушеную говядину-мосхари, что-то вроде французского мяса по-бургундски.



Греческий язык по звучанию похож на итальянский и испанский. Но слова незнакомые. И буквы тоже сначала страшно фрустрировали, но потом вроде бы научилась примерно читать их.

Еще я поехала на метро в порт Пирей. Ну он оказался не таким живописным портом с красивыми яхточками, а вполне себе пассажирско-грузовым терминалом с огромными паромами, но все равно погулять по набережной приятно.

В конце третьего дня я еще уже в сумерках набрела на странную смотровую площадку с видом на акрополь. Оказалось, это Ареопаг))) Я как-то представляла его больше и дальше, но вот он такой — небольшая скала, где днем фотографируются турисы, а вечером тусуется молодежь, любуясь видами ночного города. Огромный древний мегаполис и правда завораживает.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Посмертные записки… нет, не "Пиквикского клуба", а…

главная