23:59 

Путешествие в королевство Аль-Андалус. Часть 3. Кордоба

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Мало что знала об этом городе до того, как спланировала это путешествие. Если Севилья, понятно, ассоциируется с Кармен, операми Россини, Моцарта, Бетховена, Прокофьева, пьесами Лопе де Вега и Тирсо де Молины, а Гранада с историей последних Насридов и католическими королями, то Кордоба разве что с тем, что это родина Гран Капитана.

Приехав из Гранады на автобусе, мы пошли в отель. Наконец-то нам попался отель с правильной террасой (в Севилье и Гранаде они тоже были заявлены, но оказались немного не тем, чего мы ждали), а еще и балкончиком. И дорога от вокзала приятная — сначала через тенистый парк, потом сразу в улочки старого города.

Заселившись, пошли есть. Снова было не очень быстро. Официанты еще пытались принести не то и еще периодически переспрашивали, что мы заказали)) Зато я съела местный специалитет под названием фламенкин. Кстати «фламандского» в названиях андалузской кухни много. Были еще в Севилье яйца по-фламандски. Ну и фламенко туда же))

А потом мы пришли в Мескиту. Кордобский кафедрал, но построенные не на месте мечети, как соборы Севильи и Гранады, а как бы встроенный в нее. Мечеть сама по себе была одна из крупнейших, и внутри от нее много что осталось молельня с арабесками и нишей, напоминающей замочную скважину, двойные красно-белые арки, поддерживающий свод, тогда чудо инженерной мысли. Из-за того, что эти колонады делят пространство на много-много нефов происходит эффект зеркального лабиринта, ты блуждаешь и не знаешь был тут уже или нет. Христианский собор пророс вверх — на фото с противоположного берега Гвадалквивира он выглядит вполне себе образцом христианской архитектуры, центральное пространство Мескиты тоже оформлено в готическом и ренессансном стиле. Есть несколько любопытных картин. Например, мне понравилась задумчивая Юдифь, которая обращает свой взор к небу словно с вопросом того ли от нее ждут высшие силы (обычно ее изображают в процессе или после того как))). Но вообще мечеть построена на месте вестготской церкви, ее следы там тоже видны. И кстати Меските и христианскому завоеванию Кордовы посвящено стихотворение моего любимого Гейне — «Альманзор».



На башню собора мы не попали, зато успели в Алькасар христианских королей. Как в Севилье, попали туда в час заката, солнце освещало крепость и бассейны с фонтанами - необычайные цвета. Внутри, в отличие от Севильи, почти ничего не сохранилась, есть выставка римских мозаик и на башню можно подняться ради вида. Собственно с нее мы посмотрели кусочек конного представления в соседнем дворе-арене. Еще вдоль аллеи стоят памятники королям, но, увы, не подписанные. А в центре парка снова сцена Колумб защищает бизнес-план перед испанскими инвесторами. И на этот раз там вместе с Изабеллой был Фердинанд. Снаружи кордовский алькасар - скорее крепость, чем дворец. Вообще католические короли отдали его в свое время инквизиции, ну и те развлекались как могли, например, в банях застенки устроили.



Когда уже стемнело, мы походили по старому городу, зашли в Синагогу — тоже древнюю с сохранившимися орнаментами со стихами из Ветхого завета. Зашли в узенькую цветочную улицу — ее стены украшены цветами в горшках и в перспективе открывается вид на башню собора.



На следующий день мы начали осмотр с римского моста и башни Калаора. Собственно встречали там рассвет, который освещал старый город — Мескиту и Алькасар, а еще мельничное колесо, один из символов города. Потом позавтракали кофе и чуррос. Чуррос были огого какие здоровые, если съели. Еще я попробавала еще один местный специалитет — сальморрехо кордобес, но он оказался вариацией гаспаччо.



Потом пошли смотреть разные патио. Кордоба славится своими патио — они каждый год даже проводят конкурсы на лучшее патио. Часто двери домов приоткрыты, чтобы можно было сунуть нос и заценить патио. Но мы во Дворец Виана, где этих патио целых 12 — разных эпох. Сам дворец тоже разрастался постепенно, присоединяя себе соседние владения. Проходили мимо древнеримских развалин, дома, где родился матадор Манолете. Кордоба показалась какой-то невероятно уютной. Севилья тоже красива и вызывает восторг, но это уже большой современный город, очень глобалистичный, что не удивительно, если учесть, что с 16 века она смотрела на Атлантику и была центром, куда стекались все товары из колоний. Гранада тоже прекрасна, но как я писала, немного неоднородна и слишком нарочито эксплуатирует мавританскую тему, как будто вот есть Альгамбра, и все остальное для нее, как будто смотрит в прошлое что ли. А вот Кордоба — та аутентичная (ну на мой туристический взгляд)) Андалусия, со смешением мавританского, еврейского и христианского наследия, которая не выставляет нарочито, но и не прячет свои корни.

И раз уж все со стихами, то вот гейневский "Альманзор"

Исполинские колонны —
Счётом тысяча и триста —
Подпирают тяжкий купол
Кордуанского собора.[2]

Купол, стены и колонны
Сверху донизу покрыты
Изреченьями корана
В завитках и арабесках.

Храм воздвигли в честь Аллаха
Мавританские халифы;
Но поток времен туманный
Изменил на свете много.

На высоком минарете,
Где звучал призыв к молитве,
Раздаётся христианский
Глупый колокол, не голос.

На ступенях, где читалось
Слово мудрое пророка,
Служат жалкую обедню
Бестолковые монахи.

Перед куклами своими
И кадят и распевают…
Дым, козлиное блея́нье —
И мерцанье глупых свечек!

Альманзо́р Бен-Абдулла
Молчалив стоит в соборе,
На колонны мрачно смотрит
И слова такие шепчет:

«О могучие колонны!
В честь Аллы вас украшали,
А теперь служить должны вы
Ненавистным христианам!

Покорилися вы року —
И несёте ваше бремя
Терпеливо; как же слабый
Человек не присмиреет?»

И с весёлою улыбкой
Альманзор чело склоняет
К изукрашенному полу
Кордуанского собора.
II

Быстро вышел он из храма, —
На лихом коне помчался;
Раздувалися по ветру
Кудри влажные и перья.

По дороге к Алколее
Вдоль реки Гвадальквивира,
Где цветёт миндаль душистый
И лимоны золотые, —

Там весёлый мчится рыцарь,
Распевает и смеётся —
И ему и птицы вторят
И реки журчащей во́ды.

Донья Клара де Альварес
Обитает в Алколее…
Без отца (он на войне)
Ей житьё привольней в замке.

Издалёка Альманзору
Слышны трубы и литавры —
И сквозь тень дерев струится
Яркий свет из окон замка.

В замке весело танцуют…
Там двенадцать дам-красавиц
И двенадцать кавалеров…
Альманзор — владыка бала.

Лёгок, весел он порхает
По паркету светлой залы,
Ловко всем прекрасным дамам
Рассыпает комплименты.

Вот он возле Изабеллы —
Страстно руки ей целует;
Вот он около Эльвиры —
И глядит ей страстно в очи;

Вот смеётся с Леонорой:
«Что, хорош ли я сегодня?»
И показывает даме
Крест, нашитый на плаще.

Всех красавиц уверяет
Он в любви и постоянстве;
И Христом божится в вечер
Тридцать раз — по крайней мере.
III

Танцы, музыка и говор
Смолкли в замке алколейском.
Нет ни дам, ни кавалеров,
Всюду свечи догорели.

Лишь вдвоём остались в зале
Альманзор и донья Клара;
Их мерцаньем обливает
Догорающая лампа.

В мягких креслах донья Клара,
На скамейке дремлет рыцарь,
Головой припав усталой
На любимые колени.

Дама розовое масло
Льёт с любовью из флакона
На его густые кудри —
И глубоко он вздыхает.

Тихо нежными устами
Шевеля, целует донья
Кудри рыцаря густые —
И чело его темнеет.

Из очей её прекрасных
Льются слёзы на густые
Кудри рыцаря — и рыцарь
Злобно стискивает губы.

Снится: он опять в соборе
С наклонённой головою
Молчалив стоит и слышит
И глухой и мрачный говор.

Слышит — ропщут, негодуя,
Исполинские колонны,
Не хотят терпеть позора
И колеблются со стоном.

Покачнулись — треск и грохот;
Люди в ужасе бледнеют;
Купол падает в осколках…
Воют боги христиан.


URL
Комментарии
2017-01-13 в 16:45 

я про Кордову знала класса с шестого. Учительница истории дала мне доклад на тему "Дворцы Кордовы", с тех пор поехать туда было большим желанием.
А что было не так с террасами в предыдущих отелях?

2017-01-13 в 18:08 

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
tertius_gaudens, ух ты. учитель испанского? и про какие ты дворцы рассказывала?
ну в Севилье был скорее большой балкон чтобы курить + мебель на зиму оттуда вынесли) и вид в соседние более высокие дома

в Гранаде она была наоборот зимняя. то есть скорее просто комната с панорамными окнами. обещанный вид на Альгамбру был из маленького окна над дверью))

URL
2017-01-15 в 15:59 

Frau Wendt
AMNESIA CLUB Resident.
во, а я буквально неделю назад в Орле и Решке смотрела про этот город.

2017-01-15 в 17:02 

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Frau Wendt, и куда они там ходили?

URL
2017-01-15 в 17:11 

Frau Wendt
AMNESIA CLUB Resident.
Gretchen, в Мескиту, красивые патио показывали, про местную еду рассказывали (фламенкин ты упоминала же как раз?), "богатый" еще ездил на типа-корриду

2017-01-15 в 20:57 

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Frau Wendt, даа но у меня был рыбный фламенкин, не классический))
а почему "типа корриду"?

URL
2017-01-15 в 21:01 

Frau Wendt
AMNESIA CLUB Resident.
Gretchen, ну она там такая, условная)) бычок годовалый, тощий ведущий с ним справился сам) как они там сами объяснили - такую корриду обычно подвыпившие местные парни на мальчишник заказывают

2017-01-17 в 19:08 

Нет, учительница истории, испанский был позже. Районная библиотека тогда меня спасла. Я уже не так помню, но что-то вроде после реконкисты уже построенное, может, Palacio de Viana

2017-01-19 в 22:08 

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
tertius_gaudens, Виана клевый, да)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Посмертные записки… нет, не "Пиквикского клуба", а…

главная