Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
19:01 

Путешествие в Италию. Часть 1: La Grande Belezza:) [Рим]

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Арка, разбитый карниз,
Своды колонны и стены...
Это обломки кулис.
Сломанной сцены.
Кончена пьеса. Ушли
Хор и актеры. Покрыты
Траурным слоем земли
Славные плиты


На самом деле, Максимилиан Волошин так здорово уже все описал, да еще и в стихах, что я даже не знаю, что тут еще добавить))) Пусть будет поток сознания (впрочем, как обычно).

Форумы



Рим для меня, в первую очередь, античность — все остальное, что называется, sopra – построенное сверху. Мои любимые места — это форумы и прочие руины. В прошлый приезд я пробыла в Риме около пяти часов, из них два на республиканских форумах. В этот раз я гуляла по имперским форумам — на республиканские меня хватило посмотреть сверху два раза — днем со стороны Виа Фори Империале, и вечером с высоты Капитолийского холма — закатные лучи на древних руинах незабываемое зрелище. И сам Капитолий с палаццо Сенатори — редкий пример яркого ренессанса в Риме, который не заслоняет барокко.

Палаццо Сенатори



В Колизей я снова не пошла, потому что мейнстрим я к нему равнодушна. Зато прошла мимо театра Марцелла, храма Адриана, Большого цирка, Ареа Сакра. На Ареа Сакра тусовалось так много кошек, что это напомнило Стамбул и руины ипподрома, где мы тоже встретили множество кошаков разом. Но если в Стамбуле котэ прямо-таки на каждом углу, то в Риме их попадалось не то чтоб уж так много. Потом я прочла, что на Ареа Сакра их законное место обитания, т. е. там их специально прикармливают и т.д. А потом я прочла, что именно там была курия Помпея, где убили Цезаря. Я-то была уверена, что это было в районе республиканских форумов.

Ареа Сакра



В мавзолее Августа и мавзолее Адриана я планировала побывать внутри, но первый был закрыт на реконструкцию, а во втором был бесплатный день и километровая очередь, встать в конец которой уже не давали, т. к. кассы закрывались через полчаса. Насчет мавзолея Августа я не особо расстроилась, там особо нечего внутри смотреть. Алтарь мира перед мавзолеем был закрыт невнятным куполом, так что я даже не сообразила, что это за строение, поднялась по ступенькам, чтобы сфоткать мавзолей, а внутрь сунуться не сообразила, ну и ладно. А вот мавзолей Адриана - он же папский замок Святого Ангела, одно из моих любимых зданий в Риме. Обошла и пофоткала его с разных сторон — ну красота же. Еще не дошла до терм Каракаллы и Золотого дома Нерона (хотя куски последнего, вроде все же видела). Ну это в следующий раз — и на Палатинский холм залезть.

Замок Святого Ангела



Также в мою программу входили церкви и фонтаны. Фонтаны — конечно, барочные и по барочному упоротые (мы любим упоротость в искусстве). В этот раз удалось увидеть Пьяццу Навона, которая в прошлый раз была в реконструкции, и фонтан Тритон. Бернини руллз! Фонтан Треви был закрыт на реставрацию в этот раз и Баркачча у Испанской лестницы. Ах да, еще не площади Ротонда перед Пантеоном очень симпатичный фонтан, и еще на Пьяцца делла Република, рядом с которой я жила, хотя его было сложно сфотографировать из-за интенсивного движения.

Пьяцца Ротонда и Пантеон



Вообще Рим без фонтанов представить невозможно. Может быть всему виной фильм «Великая красота» с его атмосферой декаданса, но в Риме реально его древняя история буквально давит на тебя. То есть все эти великолепные руины, которые буквально на каждом шагу, как будто смотрят на всю эту суетную современность — с людьми, домами, магазинами, автобусами, и говорят — хаха, посмотрим, что от вас останется через две тысячи лет. Барочные церкви и дворцы, которым всего пятьсот лет, выглядят на этом фоне практически современными. И вода, льющаяся из затейливых и порой легкомысленных фонтанов, как будто обновляет город, освежает его, и говорит о том, что нет старого и молодого, есть просто незыблемость Вечного Города.

Теперь про церкви. Типичный архитектурный стиль в Риме — это «два в одном». Ну например? Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Она же термы Диоклетиана. Ну а что, не пропадать же такой монументальной постройке. Кладка добротная, чуть красоту внутри навести — и церковь готова. Фасад, причем, особо не примечательный, почти теряется на фоне стены терм, в которую встроен, но внутри огромное пространство с мраморными полами, картинами и фресками, куполом. Хотя какая-то атмосфера бани там все равно присутствует xD)) Еще рядом забавное здание — Планетарий. Забавно оно тем, что на фризе написана цитата из Данте «Любовь, что движет Солнце и звезды». Такая вот астрономия по-итальянски.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири



Еще для римских церквей типична гигантомания. Ну то есть в других европейских столицах, где я была есть как правило один, ну максимум два больших собора, остальные все-таки поменьше. В Риме наверное тоже есть маленькие церкви — ну вот Пантеон тот же небольшой сравнительно. Но в основном попадаются огромные. Причем по фасаду о внутреннем пространстве судить затруднительно. Ну например, собор Святого Петра и Санта-Мария Маджоре — ну по ним сразу видно, что громадины. А вот какая-нибудь Сант-Иньяцио или Санта-Мария-дель-Попполо вроде с небольшим таким фасадом, зажатым между соседними домами, а заходишь, а там Нарния огромный собор. В Сан-Иньяцио еще и ложный купол, что добавляет пространства.

Сант-Иньяцио



Ну, а Санта-Мария-дель-Попполо теперь моя любимая церковь (ну в с точки зрения интерьера, во всяком случае) — тут и фрески, и картины, и витражи, и мозаики, и скульптуры, и надгробия — по стилю на стыке ренессанса и барокко, и очень все со вкусом и без излишеств. Ну тут и Рафаэль приложил руку, и Караваджо, и Караччи. Особенно хороша капелла делла Ровере, оформленная Пинтуриккьо. Когда я была в церкви, как раз началась вечерняя служба. Каково же было мое удивление, когда я услышала от священника слова на славянском языке. Выяснилось, что кардиналом-священником этой церкви является польский кардинал, поэтому и служба на польском.

Санта-Мария-дель-Попполо



Не менее сложно по фасаду судить о внутреннем убранстве. То есть фасад может быть ренессансным, а внутри может быть маньеризм или барокко, а может и готика, а может быть и византийская мозаика, как в еще одной полюбившейся мне церкви — Санта-Мария-ин-Трастевере. Это одна из самых старых церквей, с мозаиками 12-13 вв. на алтаре и фасаде, с изящной колокольней и с колоннами, утащенными из терм Каракаллы (ну опять же, чего добру пропадать). Там я тоже слушала службу. Кажется, на итальянском, а не на латыни все же. Поняла только одно слово «скамбьято» (не знаю, что это значит, но у нас в танцах так один из шагов называется). Еще священник в какой-то момент начал петь песенку (голос был так себе, если честно), прихожане хором ему подпевали. Вообще Трастевере такой респектабельный райончик, довольно тихий по сравнению с историческим центром Рима, хотя улочки там путанные, узкие и мощеные. Когда по ним мимо тебя с ревом и грохотом проносятся машины и мотоциклы — это примерно такой же ангст, как перебегать нерегулируемые переходы в центре.

Санта-Мария-ин-Трастевере



Теперь немножко о чудесах. В первый день, как я уже писала, я не смогла попасть в мавзолей Адриана, и поскольку время еще было относительно не позднее, решила дойти заодно до Ватикана. На самом деле, посещение Ватикана не входило особо в мои планы, ну то есть внутрь собора Святого Петра я не собиралась, а на самой площади я в общем-то была в прошлый раз. Тогда мы с Юлей час примерно залипали на ступеньках, поедая мороженное, в ожидании своей группы, от которой мы отбились по приезду в Рим. И я помню прекрасное ощущение умиротворения и гармонии, которое тогда нас переполняло. И, решив, воскресить это воспоминание, я дошла до Пьяцца Сан-Пьетро, купила мороженное и села на тех же ступенечках колонады (снова, привет Бернини). Так вот. В тот день я ходила очень много и периодически где-нибудь мне садилась - свериться с картой, оглядеться, передохнуть и т. д., пару минут сидела и шла дальше (нельзя останавливаться, как же я должна обойти все). Так вот на этих самых ступенечках я тоже просидела не более пяти минут, но когда я встала я ощутила какой-то невероятный прилив энергии (хотя собиралась ехать сразу на автобусе в гостиницу, прошла пешком еще аж до Пьяцца Навона). И пока я сидела, было так хорошо и спокойно (даже побитый в процессе римейка фото 4-летней давности объектив не нарушил моего просветленно-возвышенного настроения:gigi: )))), что наверное я могла бы просидеть там несколько часов подряд, просто залипая в эту площадь и небо вечного Рима. Все-таки есть в этом месте своя особая магия.

Пьяцца Сан-Пьетро



Печалька, что я пропустила церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (проходила в двух шагах от нее, но она не была помечена в моей карте), единственной готической церкви Рима, ну и не попала внутрь Иль Джезу и Сан-Луиджи-деи-Франчези (для посещения многие церкви открыты несколько часов в день). Ну, нельзя объять необъятное. Не последний раз я была в Риме, я надеюсь.

И напоследок еще несколько штрихов. В сентябре в Риме реально сложно понять, какое время года — вроде вот вечно зеленые пинии и кипарисы, пальмы и цветущие тропические цветы. А вот идешь по набережной Тибра — и под ногами шуршат опавшие листья. Вот желтых и зеленых деревьев, как у нас я не видела: листья либо зеленые на ветках, либо опавшие уже под ногами. Идти в тени этих деревьев по набережной Тибра — очень красиво. Очень много ассоциаций с фильмом «Великая Красота».



И большой контраст с этим спокойствием воскресного вечера — идти утром в понедельник по Виа Национале от Пьяцца делла Република к Пьяцца Венеция. Очень все все такое нервное — машины, большое количество мотоциклов, пешеходы торопятся. Но стоит дойти до форумов — и снова незыблемая, торжественная вечность.

URL
Комментарии
2014-10-10 в 11:58 

такой открыточный Рим. А фонтан на площади барберини работал или ты туда не ходила? в мой приезд он был на реконструкции)
тебе понравилась "Великая красота"?

2014-10-10 в 11:58 

такой открыточный Рим. А фонтан на площади барберини какой? в мой приезд он был на реконструкции)
тебе понравилась "Великая красота"?

2014-10-10 в 16:38 

Gretchen
Hennessy is better than to be alone
Тритон работал) у меня на реконструкции были Треви и Баркетта на Пьяцца ди Спанья)

Великая красота понравилась, я даж два раза в кино на нее ходила)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Посмертные записки… нет, не "Пиквикского клуба", а…

главная