Gretchen
Hennessy is better than to be alone
В четверг эрмитажная лекция была про нидерландскую живопись XV века. Не сказать, чтобы супер, я как всегда рассчитывала на какую-то бОльшую глубину осмысления, тем более что я сама неплохо знаю предмет. Но хотя бы не было такого галопа по европам, как на лекции про модерн. Минут 50, наверное было только про Яна ван Эйка. Остальное по чуть-чуть про ван дер Вейдена, Ван дер Гуса и Робера Кампена. Внезапно не было Мемлинга, но мб он где-то в другой лекции будет. Ну в общем, в очередной раз убедилась, что нидерландская живопись мне ближе и итальянской, а XV век ближе, чем XVI (даешь неправильную перспективу). Ну, по крайней мере, в живописи на религиозные сюжеты. Портрет XVI века я люблю =) А еще поняла, почему мне так нравятся эти статичные позы и драпировки одежды - их же рисовали, ориентируясь на статуи готических соборов, хотя не делали силуэты заостренными, а наоборот расширяли к низу)))

А из того, о чем нам рассказали и что показали, я в очередной раз прониклась Гентским алтарем, который я видела в соборе св. Бавона. Ну в общем потрясающе насыщенные цвета одежд Марии, Бога-отца и Иоанна - синий, красный, зеленый. По-моему он только ради них рисовал))) Эти филигранно прописанные драгоценные камни и жемчуга в отделке. Очень красивая и интеллектуальная Мария, сосредоточенно смотрящая в книгу, в короне из роз и лилий, на фоне видов Гента. Про Иоанна ничего не могу сказать, но, в общем, как нам объяснили, находка ван Эйка была в том, чтобы изображать божественное не через умаление вещественного и материального (нарушение перспективы, пропорций, отсутствие деталей), как делали в средневековье, а именно через возвеличение естественной красоты - предметов и лиц.



Ну и прекрасные ангелы, отражающие вошедшие тогда в моду полифоническое пение и музицирование. Выражения лиц - пять баллов))





Адам и Ева, оказывается, первое изображение обнаженного тела в нидерландской живописи. Ну видимо, имеется в виду публичное искусство. Про Адама и Еву лектор сказала так: "Итальянцы, изображая обнаженную натуру, ориентировались на античные идеалы и научный подход. Поэтому у них получались атлеты. А Ян ван Эйк ориентировался на то, что видел. Поэтому Адам и Ева у него такие худые и непропорциональные"))) Ну и еще по мнению лектора, задумчивость, написанная на лице у Адама, более глубокая, нежели у Евы. Ну не знааю. А еще Ева держит в руке мандаринку. Неожиданная трактовка, запретного плода))